Главная => Работы


2.2. Анатомия и физиология физического тела

(Продолжение)

КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНОГО ЦЕЛОГО

 

1 Основные положения

Под единым целым понимается некая законченная целостность. С  древнейших  времен  восточная  медицина  рассматривала человеческий организм как единое целое, неразрывно связанное со средой обитания - климатом, землей, местной почвой. Этот взгляд служил руководящим принципом при определении нормального состояния организма и его патологии, при диагностике, терапии и профилактике болезней.

 

2. Взаимосвязь между различными органами человека       

Как уже было сказано, человеческий организм представляет собой единое целое. Между его различными частями существует неразрывная, органическая связь. Восточная медицина насчитывает 12 внутренних органов, объединенных в две группы. 

Пять плотных органов (сердце, печень, селезенка, легкие, почки) и перикард, который тоже иногда относят  к  группе плотных органов, составляют первую группу. Ко второй группе причисляют шесть полых органов: тонкую кишку, желудок, желчный пузырь, толстую кишку, мочевой пузырь и три части туловища. 

Основываясь на функциях, присущих каждому из внутренних органов, древние медики раскрыли связи "поверхностно-внутреннего" типа между тем или иным плотным и полым органами, связи между собой плотных органов и взаимосвязи между полыми органами. Внутренние органы связаны также с другими органами: например, печень связана с органами зрения и т. д. 

В своей диагностической и лечебной практике врач обязан постоянно учитывать указанные связи. Так, при покраснении, припухании глаз и острых болях в глазах следует обратить внимание на состояние печени. Нередко достаточно применения лекарства, "гасящего огонь печени", чтобы вернуть глаза в нормальное состояние.                                             

Для древних врачевателей эти связи были очевидными, поскольку наблюдения их подтверждались как клинической практикой  (в патологии),  так и  функционированием  канальной системы.                                                      

 

            3. Взаимосвязь человека и природы

 

А. Состояние  человеческого  организма  и  погода. Человек  -  это биологический организм, обитающий во Вселенной и подверженный, естественно, влияниям различных природных явлений, в частности погоды, которая меняется в зависимости от смены времен года. К тому же и на протяжении одного сезона погода не остается неизменной, колеблясь в значительных диапазонах.  Вот почему в своих рекомендациях по профилактике восточная  медицина подчеркивает необходимость постоянно учитывать в повседневной жизни состояние погоды и время года. Не менее важное значение предается и воздействию погодных условий на протекание болезни.

Б. Состояние человеческого организма и особенности местного рельефа и климата. Для расположенных на возвышенностях северо-западных районов Вьетнама с их прохладным климатом характерна сухая, холодная погода. В низменных районах юго-восточной части страны, наоборот, тепло и влажно, в результате на северо-западе люди чаще заболевают от патогенных факторов "холода - сухости", а на юго-востоке - "холода - влажности" или "жары - влажности".                  

В. Адаптация человека к природным условиям и социальной среде. Все живые организмы обладают в качестве условия существования механизмом приспособления к природной среде и окружающим их живым существам. У человека этот механизм проявляется в следующем:

l. Во второй части "Хуанди нэй-цзин" ("Книга о внутреннем") в главе "Особая концепция о пяти руслах жидкостей тела" говорится: "При жаркой погоде и толстых одеждах раскрываются поры, выделяется обильный пот, когда же наступает холод, поры закрываются: болезнетворное начало влажности не в состоянии проникнуть в организм, жидкости в организме опускаются в мочевой пузырь, превращаясь в мочу и пар". 

2. В главе "Теория иглоукалывания" первой части "Хуанди нэй-цзин" говорится: "Когда в человеке сильна врожденная энергия, болезнетворные начала не проникнут [в организм]". 

3. В главе "Внутренние органы" второй части сказано: "Когда защитная энергия регулируется, мышечные волокна получают хорошее питание, кожа гладкая, поры закрыты".             

Выше приведены высказывания о врожденном механизме приспособления к природным условиям жизни.

Что касается социальной среды, то здесь человек для обеспечения собственного существования в любой обстановке, в любое время пользуется своей способностью мыслить, приспосабливаясь к сложнейшим явлениям окружающей действительности.   Его  образ  мышления,  действия,  образ жизни должны cooтветствовать эпохе, в которой он живет, что также является условием его существования. В значительной мере состояние здоровья человека определяется социальными условиями.           

 

4. Применение концепции единого целого в восточной медицине

 

А. В профилактике. Исходя из концепции единого целого, восточная медицина уделяет большое внимание предупреждению болезней, в том числе и профилактическим мерам до заболевания и после выздоровления (см. подробнее в разделе о профилактике болезней).                                         

Б. В диагностике. Для полного заключения о состоянии больного необходимо умение правильно сопоставлять многочисленные наблюдения, касающиеся как частей, так и всего организма в целом.                                              

В. В терапии. Врач, практикующий в восточной медицине, должен, с одной стороны, устранять причины, вызвавшие болезнь, а с другой - поддерживать и укреплять защитные силы организма. Чтобы правильно назначить лекарство и способ лечения с помощью иглотерапии, ему необходимо учитывать природные условия в месте постоянного проживания больного, состояние его здоровья, психики и особенности организма, присущие больному от рождения.                                   

 

КОНЦЕПЦИИ ИНЬ-ЯН И У-СИН

 

В концепциях инь-ян и у-син находят свое отражение образ мышления людей прошлого, их понимание происходящих в природе явлений. Примененные в восточной медицине, эти концепции вскрывали сложные взаимосвязи, единство явлений физиологических и патологических, наблюдавшихся в человеческом организме, а также взаимосвязи человека с окружающей средой. В восточной медицине эти концепции служат определяющим фактором как в диагностике, так и в профилактике и лечении болезней.

Ниже приводятся основные положения каждой из упомянутых концепций, и описывается их применение в восточной медицине.                                                      

 

1. Теория противоположных начал (ИНЬ-ЯН)

 

А. Краткое понятие об инь-ян. Размышляя над практикой повседневной жизни, наблюдая явления природы, люди пришли к заключению, что Вселенная представляет собой единое целое, которое находится в постоянном движении и изменении.

Конкретными формами могут быть, например, подъем и снижение, проникновение внутрь и выход наружу. Эти процессы отражают ту внутреннюю деятельность, которая происходит во всякой вещи, показывают связь между вещью и ее окружением.

Закон превращения предполагает рождение, развитие, расцвет, старение и умирание вещей, превращение их в другие.   Источником этого постоянного движения и непрерывной цепи превращений служит наличие противоположных начал, которые в древности получили название “инь" и "ян".

Действие противоположных начал определяется следующими законами.                                                    

I. Они противостоят и стремятся подавить друг друга. Когда одно из них получает преобладание, то происходит это за счет другого, за счет его ослабления, уменьшения. Усилия обоих начал, направленные на взаимное подавление, обеспечивают их единство в тот или иной момент.                               

2. Оба начала находятся в тесной взаимосвязи и превращаются одно в другое.                                        

В каждом из двух начал присутствует частица противоположного, в связи с чем существует выражение: "В инь есть ян, в ян есть инь". Сливаясь друг с другом, завися друг от друга, инь и ян создают единое целое. Бeз ян нет инь, без инь нет ян. 

В этом единстве противоположностей существует свое разделение труда": инь "представляет" материальную сторону вещей, ян - функциональную. Обычно в каждой вещи инь и ян уравновешиваются. При определенных условиях они превращаются одно в другое, ибо в своем непрерывном развитии в процессе противоборства, на каком-то определенном этапе инь может переходить в ян и наоборот.                                   

Итак, борьба двух противоположных начал, их стремление к взаимному подавлению, их взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимное превращение одно в другое являются источником развития и превращения вещей. Нарушение этих отношений между инь и ян ведет к нарушению всякого движения, всякого развития.                                                

 

Б. Применение концепции инь-ян в медицине. Концепция инь-ян используется в восточной медицине в самых различных аспектах - в норме и патологии, в составлении и назначении лекарств, в иглотерапии и профилактике болезней.               

1. В  понимании  анатомического  строения и функций организма:

-  строение организма: все внутреннее в организме относится к инь, все  внешнее - к ян,  низ - к инь,  верх - к ян;  плотные органы относятся к инь, полые - к ян; спина - это ян, живот - инь, почки - инь в инь, печень ян в инь и т. д.;

- функции организма: для осуществления своей деятельности организм нуждается в постоянном питании; чтобы получать питательные вещества (инь), он должен расходовать   часть энергии (ян); для функционирования организм перерабатывает часть питательных веществ - инь в энергию - ян (закон взаимного превращения: инь - материя, ян - энергия).

2. В понимании  патогенеза: если две противоположные стороны, два начала - инь и ян  - находятся в относительном равновесии, то болезненных явлений не наблюдается.

Когда же равновесие нарушается, возникает болезнь, которая проявляется главным образом в том, что одно из начал слишком усиливается, а другое слишком ослабляется (если верх берет ян, страдает инь, при победе инь наблюдается синдром "холода", при победе ян - синдром "жары").

Однако, если какая-либо из сторон, разрастаясь, переходит  границу, иначе говоря, развивается за счет другой, болезнь  может развиваться по типу: "когда слишком много жары, она  переходит в холод, когда слишком много холода, он переходит  в жару, когда слишком много ян, он переходит в инь, когда  слишком много инь, он переходит в ян".                        

3. В диагностике. Основываясь на оттенке кожи, клинических симптомах, характере пульса, древние врачи определяли  заболевание как "иньское" или "янское" ("инь-болезнь", "ян- болезнь"), что являлось обобщенным выражением "восьми руководящих принципов" - "иньского" и "янского", "поверхностного" и "внутреннего", "холода" и "жары", "пустого" и "полного". Например, у больных рыхлая полнота, кожа нездорового  желтого оттенка, движения вялые, отмечается зябкость, пульс   глубокий (чам), медленный (чи) - все это свидетельствует о  том, что болезнь скорее имеет "иньский" характер. Если больной - человек крепкий, плотный, с кожей розоватого оттенка, с быстрыми энергичными движениями, быстрым (сак), поверхностным (фу) пульсом, то это скорее свидетельствует о заболевании "янского" типа.                                       

4. В терапии. Как правило, при заболевании, вызванном воздействием внешних вредных факторов, когда ян преобладает, а инь ослаблено, следует оказать тормозящее действие на ян  ("наказать" ян). Когда же, наоборот, инь преобладает, а як ослаблено, следует "наказать" инь, чтобы восстановить равновесие  между ними. Метод этот имеет название "изгнание внешних болезнетворных факторов".

Если в результате заболевания, вызванного внутренними причинами, ослабло инь и получило преобладание ян, следует усилить инь, чтобы восстановить его равновесие с ян. И, наоборот, при заболевании, вызванном внутренними причинами, когда ослаблено ян и преобладает инь, следует усилить ян, чтобы  привести его в соответствие с инь. Этот метод имеет название  "помощь внутреннему".

5. В фармакотерапии. При применении лекарств для лечения тех или иных заболеваний необходимо прежде всего  учитывать особенность растения ("теплоту", "холод", вкус,  цвет), которая является выражением "иньского" или "янского" характера медицинского препарата. Отсюда возникновение споcoбa лечения "янскими" препаратами "инь-болезней", "иньскими" - "ян-болезней".

6. В иглотерапии. Всю систему меридианов можно подразделить на "иньские" ("инь-меридианы") и "янские" ("ян-меридианы"). Существует связь "поверхностно-внутреннего" типа между "иньскими" и "янскими" меридианами, однородными в плане концепции "пяти элементов" (у--син). Существует также связь между меридианами в области верхних и нижних конечностей,  однородными  в  плане  концепции  "противоположных начал" (инь-ян). Когда болезнь связана с расстройством того или иного "инь-меридиана", это, как правило, влияет на соответствующий "ян-меридиан", связанный с первыми отношениями "поверхностно-внутреннего" типа, и наоборот. Так, нарушения в меридиане селезенки отражаются на состоянии меридиана желудка, расстройство меридиана почек влияет на меридиан мочевого пузыря и т. д. Метод сочетания в терапии таких точек, как точки-источники (собственные точки, точки-пособники), с шлюзовыми точками (стабилизирующими, ло-пунктами) и есть собственно применение в медицинской практике концепции "противоположных начал".

7, В профилактике. На основе регулирования соотношения инь и ян, сохранения врожденной энергии (функционального начала) с целью недопущения вторжения в организм внешних болезнетворных факторов древневосточные медики разработали многочисленные методы профилактики болезней.

 

2. Концепция пяти элементов (У-СИН)

 

Основное понятие о пяти элементах

По представлению древних медиков, существует пять основных элементов: металл, дерево, вода, огонь и земля, из которых состоит весь окружающий мир; каждый предмет в природе, так  или иначе, относится к одному из указанных элементов (см. рис. в “Приложении”).

Взаимоотношения, в которых, как представлялось в прошлом, находятся эти пять элементов (например, отношения "взаимного порождения", "взаимного подавления"), были использованы для объяснения и для все более глубокого овладения закономерностями превращения вещей, их внутренними связями. Так постепенно возникла концепция пяти элементов. Таким образом, используя конкретные вещества, указанная концепция выражает характер различного рода явлений и вещей и объясняет существующие между ними взаимоотношения. Восточная медицина использует концепцию пяти элементов для классификации частей человеческого организма, выражения физиологической деятельности, патологических проявлений связи как между определенным частями организма, так и между организмом и окружающей средой.

 

Основные положения концепции пяти элементов

Отношения "взаимного порождения" и "взаимного подавления" в концепции пяти элементов.

1. Отношение   "взаимного   порождения".    Понятие    “взаимное порождение" означает содействие в рождении и росте. Каждый из пяти элементов имеет одновременно два вида связей: "кого-то порождает", "кем-то порождается". В этом суть "взаимного порождения". Отношения такого типа называют также отношениями "мать--сын". Например, дерево - "мать" огня, земля - "сын" огня.  Порядок  циклической  связи пяти элементов при отношениях "взаимного порождения" следующий:

дерево-огонь-земля-металл-вода-дерево-...

 

2. Отношения "взаимного подавления". Значение отношения "взаимного подавления" заключается в предотвращении чрезмерного разрастания. При отношениях этого типа каждый из элементов имеет одновременно два вида связей: он "кого-то подавляет" и "кем-то подавляется" Отношения эти называют также отношениями "взаимного преодоления" ("побеждать-быть побежденным"). Например, земля "подавляется" деревом и одновременно "подавляет" воду.

Порядок в циклической связи пяти элементов в плане отношений "взаимного подавления" следующий:

дерево-земля-вода-огонь-металл-дерево-...

 

Сочетание отношений типа "взаимного порождения" и "взаимного подавления" может быть названо отношением "торможение - стимулирование". Этот тип отношений отражает всестороннюю взаимосвязь, взаимное ограничение и стимулирование органов человеческого организма, непрерывное движение с целью сохранения равновесия, баланса в жизнедеятельности и единства организма в целом. Существующие между элементами отношения типа "ограничение - стимулирование" являются нормальными.

 

Отношения "взаимного разрастания" и "взаимной неподатливости".

1 . Отношения "взаимного разрастания". 

Отношения "взаимного разрастания" возникают в тех случаях, когда один из элементов ("одерживающий победу", "берущий верх"), чрезмерно разрастаясь, сильнее, чем обычно, теснит другой элемент ("терпящий поражение"). Например, чрезмерно усиливающийся ("одерживающий победу") огонь сильнее, чем обычно, "подавляет" металл ("терпящий поражение"), а чрезмерно ослабленный ("терпящий поражение") огонь будет в большей, чем обычно, степени подавляться водой.

2. Отношения  "взаимной  неподатливости".  

Эти отношения характеризуются "сопротивлением", "отпором" "терпящего поражение" "одерживающему победу". Например, огонь ("терпящий поражение")  при чрезмерном разрастании может "пренебречь" силой воды ("одерживающей победу") и "дать ей отпор", или огонь (обычно "одерживающий  победу"  над  металлом)  при  чрезмерном  его ослаблении может "получить отпор" со стороны металла, который в этом случае "перестанет считаться" с преимуществом огня.

Отношения типа "взаимного разрастания" и "взаимной неподатливости" между пятью элементами - отношения ненормальные. Применительно к человеческому организму эти отношения отражают патологию.

 

См. окончание


Христианская школа "Путь к Богу" © 2006-2023