Главная => Работы


НАСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, КАК ДОЛЖНО ИСПОВЕДОВАТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ПРОЩЕНИЕ ГРЕХОВ

До исповеди каждый должен постараться привести на память все свои грехи, какие кто сделал вольно или невольно, должен повнимательнее проследить жизнь свою, чтобы, если можно, припомнить все грехи, не только сделанные после прошлого дня исповеди, но и давние, по забвению не исповеданные. Потом, с умилением и сокрушением сердца приступи ко Кресту и Евангелию и начинай исповедовать грехи свои.

1. Исповедуй грехи свои откровенно, помня, что рассказываешь их не человеку, но Самому Богу, Который уже и так знает твои грехи, но только хочет твоего признания в них. И духовного твоего отца стыдиться нечего: он такой же человек, как и ты, он хорошо знает и немощи человеческие, и удобопреклонность человека ко греху, а потому духовный твой отец на исповеди не может быть твоим страшным судиею. Но ты стыдишься твоего духовного отца не потому ли, что опасаешься потерять его доброе о тебе мнение? Напротив, духовный отец, если тебе только приятно его о тебе доброе мнение, видя твою искреннюю, откровенную исповедь, гораздо большую будет питать любовь к тебе. Притом, если ты стыдишься и боишься открыть твои грехи перед одним духовником, то как перенесешь тот стыд, когда явишься на Страшный Суд Божий, где твои грехи, если не очистишься от них истинным покаянием, откроются перед Самим Богом, ангелами и всеми людьми, знакомыми и незнакомыми?

2. Исповедуй все грехи свои подробно и каждый грех отдельно. Св. Златоуст говорит: "Не только должно сказать: "согреших, или грешен есмь, но и каждые виды грехов должно изъявлять", т.е. каждый грех должно наименовать. "Обнаружение грехов", говорит св. Василий Великий, «подлежит тому же закону, как и объявление телесных немощей...", грешник есть душевнобольной, а отец духовный есть врач, или лекарь; следовательно, должно исповедовать, или рассказывать свои грехи духовному отцу так же, как больной телесно рассказывает свои телесные болезни врачу, желая через него получить исцеление.

3. Не вмешивай в исповедь других лиц, не жалуйся ни на кого, а то какая же это исповедь? Это не исповедь, а осуждение;  

значит — новый  только грех.

4. Не старайся на исповеди оправдывать себя каким-либо образом, как-то: немощию, обычаем и т.д. На исповеди, кто чем более себя оправдывает, тем менее будет Богом оправдан, а чем кто более себя обличает, осуждает и обвиняет, тем более будет Богом оправдан. Поэтому должно не оправдывать себя на исповеди, а, напротив, более обвинять, обличать и осуждать, дабы сподобиться от Господа Бога получить прощение.

5. Не говори, когда о чем спросит духовный отец: "Не помню, может быть, и в этом грешен": Бог велел нам всегда помнить свои грехи; а чтобы не оправдываться забвением, мы должны исповедоваться как можно чаще, ибо те, кто, по нерадению своему, говеют слишком редко и таким образом забывают свои грехи — в этом сами виноваты, а потому не могут надеяться на отпущение грехов, которые ими не исповеданы. Посему непременно мы должны постараться вспомнить свои грехи, и еще лучше — записать их накануне исповеди на листке бумаги. Когда нам кто бывает должен, мы твердо помним долг, а свои долги Господу Богу забываем! Не является ли это с нашей стороны крайней беспечностью и нерадением о душе?

6. Без вопроса духовного отца сам не говори о том, в чем ты не грешен, или чего ты не делал. Это значит, подобно евангельскому фарисею, только хвалиться, а не исповедовать свои грехи, и потому только увеличивать свое осуждение.

7. Должно исповедоваться со скорбью и сокрушением сердечным о грехах, коими мы оскорбили Господа Бога. Нехорошо, что многие рассказывают свои грехи с явным хладнокровием и без всякого сожаления, как будто они ведут какой-либо обыкновенный разговор; а еще хуже, когда многие, исповедуясь, позволяют себе даже усмехаться. Все это есть признак нераскаянности; а исповедуясь таким образом, мы не очищаемся от грехов, а еще  увеличиваем их.

8. Наконец, исповедуй грехи свои с верою в Иисуса Христа, и надеждою на Его милосердие. Ибо только веруя в Иисуса Христа и надеясь на Него, мы можем получить прощение грехов, а без веры никак не можем получить прощения. Примером сему — Иуда предатель.

Вот каким образом, братия мои, необходимо нам исповедоваться, чтобы получить от Господа Бога прощение в грехах. "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды". (1 Ин. 1,9).

Перед исповедью и причащением

Желающий причаститься должен достойно приготовится к этому святому таинству. Приготовление это (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения - мясо, молоко, яйца и, про строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволят обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный, канон Богородице и Ангелу хранителю.

Читается также канон ко причащению и, кто пожелает, - акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и все последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Перед причащением необходима исповедь - вечером ли, или утром, перед литургией.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

1. Аз есмь Господь Бог твой; да не бу́дут тебе бо́зи ини́и ра́зве Мене́ (кроме Меня).

2. Не сотвори́ себе куми́ра и вся́каго подо́бия, ели́ка (что) на небеси́ горе́, и ели́ка на земли́ ни́зу, и ели́ка в вода́х под земле́ю; да не поклони́шися им, ни послу́жиши им.

3. Не прие́мли (не произноси) и́мене Го́спода Бо́га твоего всу́е (напрасно).

4. Помни день субботний, е́же святи́ти (чтобы святить) его: шесть дней де́лай, и сотвори́ши в них вся дела́ твоя, в день же седьмый — суббо́та Го́споду Бо́гу твоему́.

5. Чти отца́ твоего и ма́терь твою, да бла́го ти будет, и да долголе́тен бу́деши на земли.

6. Не убий.

7. Не прелюбы́ сотвори.

8. Не укра́ди.

9. Не послу́шествуй на дру́га твоего́ свиде́тельства ло́жна (не произноси ложного свидетельства на ближнего своего).

10. Не пожела́й жены́ и́скренняго твоего́, не пожелай    до́му бли́жняго твоего́, ни села́ его, ни раба́ его, ни рабы́ни его, ни вола́ его, ни осла́ его, ни вся́каго скота́ его, ни всего́, ели́ка суть бли́жняго твоего.

 

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разуме́нием твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя". (Мф. 22, 37-39.)

Блаженства Евангельские

(Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 3—12)

Блаже́ни ни́щии ду́хом, яко те́х есть Ца́рство Небе́сное.

Блаже́ни пла́чущии, яко ти́и уте́шатся.

Блаже́ни кро́тцыи, яко ти́и насле́дят землю.

Блаже́ни а́лчущии и жа́ждущии правды, яко ти́и  насы́тятся.

Блаже́ни ми́лостивии, яко ти́и поми́ловани будут.

Блаже́ни чи́стии сердцем, яко ти́и Бо́га у́зрят.

Блаже́ни миротво́рцы, яко ти́и сы́нове Бо́жии нареку́тся.

Блаже́ни изгна́ни пра́вды ра́ди, яко тех есть Ца́рство Небе́сное.

Блаже́ни есте, егда́ поно́сят вам, и иждену́т, и реку́т всяк зол глаго́л на вы лжу́ще Мене ради.

Ра́дуйтеся и весели́теся, яко мзда ваша мно́га на небесе́х.

 

Семь Таинств Церкви

1. Крещение. 2. Миропомазание. 3. Евхаристия. 4. Покаяние. 5. Священство. 6. Брак. 7. Елеосвящение (Соборование).

Заповеди апостолов

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы. (Деян 15, 28-29)

Евангелие от Иоанна 5, 1-14

После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

 

Рисунок основных греховных страстей (в прямоугольниках) и способов борьбы с ними (в кружках) - 78 кБ.