Первое рассуждение нищего духом мирянина
Вместо эпиграфа:
Когда они пришли на улицу Прувер, кюре указал рукой на церковную паперть.
— Вот,— сказал он,— этот человек; он на своем месте, Гонди посмотрел в указанную сторону и увидел нищего, сидевшего на стуле; возле него стояло небольшое ведро, а в руках он держал кропило.
— Что, он по особому праву сидит здесь? — спросил Гонди.
— Нет, монсеньер,— отвечал кюре,— он купил у своего предшественника место подателя святой воды.
— Купил?
— Да, эти места продаются; он, кажется, заплатил за свое сто пистолей.
— Значит, этот плут богат?
— Некоторые из них, умирая, оставляют тысяч двадцать или тридцать ливров, иногда даже больше.
(А. Дюма, 20 лет спустя)
Эту книгу, как и много других, Бог дал мне прочитать намного раньше, чем Библию. Поэтому, читая слова:
«И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.»
(Матф.5:2,3)
я неосознанно знал, что нищий может быть бедным, а может быть богатым, может быть гордым, а может быть смиренным. Может быть любым. Назвать человека нищим можно только по одному признаку - по отношению к милостыне.
Нищий просит милостыню.
Когда я созрел для осознания значения слов Господа, то обратился за помощью в первую очередь к словарям. И в словаре Ожегова с удивлением прочитал:
Нищий духом (устар. и книжн.) - лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый.
Так как книга была издана в советское, атеистическое время, то я стал искать дальше. И нашел:
нищенствовать - жить, собирая милостыню, подаяние.
Истина пробьется через любые запреты!
милостыня - то, что подается нищему, подаяние. Собирать, просить милостыню. Подать милостыню. (Там же)
Осталось определить, как узнать нищего, чтобы дать ему милостыню, а не дар? (дар — это то, что дается в виде подарка, пожертвования, т. е. безвозмездно, без какого-либо принуждения дарующего.)
С другой стороны, как, не используя силу или хитрость, принудить человека что-либо отдать? Только разбудив в нем милосердие. Для этого надо напомнить человеку о том, что он милосерден, попросив у него милостыню словами, видом и(или) местом просьбы. Около церкви милостыню дают чаще, чем в других местах. Вывод:
Для того, чтобы собирать милостыню, надо ее просить.
Так я осознал то свое знание, которое раньше было неосознанным:
нищий просит милостыню.
Из этого знания следует простой вывод: если бедный (то же, что неимущий) начнет просить милостыню, то он станет бедным нищим, а не просто нищим! Если же просить не будет, то так бедным и останется, а никак не нищим. Конечно, если не получит дар или (и) не заработает богатство своим трудом. Но и в этом случае он не будет нищим, потому что не просил.
Приведу длинную цитату из Толковой Библии Лопухина:
«Проповедь начинается у обоих евангелистов, Мф. и Луки, так называемыми “блаженствами.” О числе их было много споров. Не входя в подробности, можем указать, что одни экзегеты принимали только семь блаженств на том основании, что в ст. 3 и 10 повторяются одинаковые выражения: “ибо их есть Царство Небесное,” и потому эти два блаженства следует принимать за одно. Другие — что всех блаженств десять, по аналогии с десятью заповедями. Третьи — восемь, считая ст. 11 и 12 распространением ст. 10. Некоторые рассматривали ст. 5 как глоссу на полях. Понятно, что вопрос об этом не имеет существенной важности. Число блаженств наилучше определяется самым словом “блаженны,” которое повторяется девять раз, и потому нужно признать, что всех блаженств — девять.
Для выражения понятия о блаженстве существуют четыре греческих слова: ????????, ????????, ??????? и ??????. По-русски все они могут быть переведены через “счастливый.” При первом же взгляде на эти слова сразу можно видеть, что здесь не подходили ни ????????, ни ???????, так как с первым соединяется представление (чисто языческое) о “счастливом” демоне, живущем в человеке и содействующем его счастью, а второе — связано с языческими же понятиями о судьбе и случае. Таким образом, оставались или ?????? или ????????. Но ?????? указывает, преимущественно, на внешнее счастье, мирское богатство. ???????? же преимущественно на духовное. Первое слово совсем не встречается в Новом Завете, второе — много раз. У классиков слово ???????? употребляется для обозначения небесного, а также загробного блаженства богов и людей. В слове выражается представление об идеальном счастье, без примеси земных скорбей, хотя оно употребляется для обозначения и земного счастья, особенно в религиозном смысле.
???????? соответствует еврейскому ашре (ашар, эшер), которое означает преимущественно спасение. Этим словом начинается первый псалом. LXX перевели еврейское ашре через ???????? 38 раз. Таким образом, под блаженными, если принимать во внимание значение греческого и еврейского слова, можно подразумевать людей, которым уготовано вечное спасение и блаженство. Они обладают внутренними достоинствами, внутренним миром и счастьем и здесь на земле.
Слово “блаженны” служит руководящей идеей для блаженств. Это видно и из того, что Спаситель повторяет его во всех блаженствах. Гораздо труднее объяснить выражение “нищие духом” (?????? ?? ????????). Это затруднение увеличивается вследствие того, что у Луки (6:20) сказано (греч.) просто “нищие” без прибавления “духом” (в русск. и слав, прибавлено “духом”). В разных комментариях мы нашли около 20 переводов этого выражения, весьма различных. (У многих святых отцов древности — “нищие духом противления,” что соответствует видимо, русскому “смиренные.” Прим. ред.) Встречающиеся определения: нищие; нищие духом; смиренные; принявшие на себя добровольную бедность; духовно бедные; бедные грешники; бедные души; бедные дети; люди, занимающие низкое общественное положение; притесняемые; униженные; жалкие; несчастные; нуждающиеся в помощи; уповающие на Бога; блаженные в духе (или духом) нищие; благочестивые; люди, которые отвлекли от предметов настоящего мира свои мысли, сердце и любовь и вознесли их к небу, — так что если они по внешности и кажутся бедными, то чувствуют себя довольными; а если по внешности они бывают богаты, то не прилепляются к своим богатствам, но бывают смиренны и скромны, прилежно ищут Бога, бывают гостеприимны, делают щедрые пожертвования на дела милосердия, благочестия, или вообще на что бы то ни было, если это требуется служением Богу и ближнему.
Из указанных переводов ни один, по нашему мнению, не выдерживает критики. Наиболее вероятным представляется перевод выражения ?? ?????? ?? ???????? через “смиренные," "скромные.” Несомненно, что он может быть и принят, по крайней мере, при элементарных объяснениях этого выражения. Однако, это не значит вовсе, что такой перевод вполне достаточен. Не говоря о том, что понятия о смирении и скромности выражаются в дальнейшем ??????, можно спросить, почему же Спаситель не выразил их через слово ????????, если говорил именно о смирении, потому что ???????? с производными много раз встречается в Новом Завете и было лучше всем знакомо, чем несколько загадочное ?? ?????? ?? ????????.
Если действительно все указанные переводы неверны, то можно ли и как объяснить разбираемое выражение? Чтобы объяснить его, скажем, что с подобными затруднениями экзегеты встречаются при объяснении многих и дальнейших изречений Спасителя в нагорной проповеди. Отчего это зависит? По нашему мнению, от того, что нагорная проповедь обладает одним замечательным свойством, на которое мало обращают внимания: она не допускает или допускает очень мало отвлеченностей в толковании. Она так хорошо приспособлена к нравам и понятиям окружавшей Христа толпы простонародья, что, как только мы забываем о толпе, так сейчас же и вступаем в область отвлеченностей, и выражения Христа делаются нам не вполне ясными. Это, конечно, нисколько не препятствует рассматривать изречения Христа и как отвлеченное богословско-теоретическое учение; но при этом никогда не следует терять под ногами почвы, на которую мы должны опираться при ближайшем и конкретном объяснении нагорной проповеди.
Нам нужно, следовательно, прежде всего вообразить, какова была собравшаяся пред Христом толпа, чтобы понять значение первого блаженства, а за ним и остальных. Эта толпа, конечно, стояла пред Ним безмолвно, с затаенным дыханием, и глаза всех людей, собравшихся из разных мест, в разных одеждах, различных возрастов и положений были устремлены на Него. Мы видим, что толпа настолько внимательна, что даже замечает, как и когда “Он отверз уста Свои.” Как относится к этому простонародью Сам Христос? Он не отгоняет от Себя народ, желает научить его и учит так, что слова Его, будучи вполне понятны народу, сразу же неизгладимо напечатлеваются в памяти и сердце Его слушателей. Поэтому начало нагорной проповеди и, как увидим, в некоторых местах продолжение ее, можно рассматривать, как целый ряд приветствий Христа к собравшимся к Нему ?????, как некоторый род captatio benevolendi со стороны Великого Учителя от Его многочисленных простых слушателей. Если мы согласимся с этим толкованием, то нам прежде всего представится до пластичности ясным выражение: блаженны нищие духом, и мы не будем иметь надобности прибегать ни к каким произвольным догадкам и неудовлетворительным переводам. Кто видал народную толпу или имел с ней дело, тот хорошо знает, что она всегда состоит из ?????? ?? ????????, нищих духом. Если бы было иначе, то ни один проповедник не видел бы никакой толпы около своей кафедры. Но и развитая толпа не представляет исключения; и не только толпа, но и каждый отдельный человек. Становясь, так сказать, лицом к лицу пред учением Христа и пред Его Личностью, которой свойственна необычайная “сила духа,” и отдельный человек, и толпа чувствуют всегда и вполне свою крайнюю духовную бедность.
Однажды созерцание этой толпы выразилось со стороны Христа в сожалении и попечении о ней по поводу ее вещественных нужд (Ин. 6:5; Мф. 15:32; Мк. 8:2). И в настоящем случае Господь также, вероятно, посмотрел с сожалением на толпу и, приветствуя ее, назвал всех без исключения, составлявших ее, лиц, “нищими духом.” Ясно, что здесь не было и мысли о смирении, или о чем бы-то ни было подобном, а лишь простая характеристика людей, которые пришли ко Христу слушать Его учение. И тем более отличалась нищетой духа противления эта именно толпа, которая пришла к Спасителю и, без сомнения, ловила каждое Его слово, — тем более, вследствие своей крайней противоположности тогдашнего своего состояния с состоянием христианской просвещенности и преуспеяния в меру возраста совершения Христова. В среде этой, еще непросвещенной и не усвоившей себе духа Христова учения, толпы, послышались усладительные, чарующие звуки. Господь называет собравшуюся пред Ним толпу счастливой именно вследствие ее христианской неразвитости и в виду предстоявших для нее возможностей с полным и открытым сердцем и неповрежденным и неизвращенным умом воспринять христианские истины, которые есть самый дух. Ей, этой толпе, которую забросили тогдашние религиозные учители, принадлежит Царство Небесное. К ней оно пришло, и она его принимает.
Таков ближайший, непосредственный смысл первого блаженства, вполне понятный слушателям Христа и усвоенный ими. Но точные определения этих слов трудны и едва ли возможны. Это мы должны иметь постоянно в виду и при объяснении других блаженств, равно как и вообще учения, изложенного в нагорной проповеди.»
Чтобы смысл первого блаженства стал еще более понятным, вспомним о толпах людей у дома Иисуса Христа. Тех, которые желали телесного исцеления. Тех, которые ради исцеления даже крышу дома разбирали, лишь бы попасть в руки Иисусу Христу. Это были нищие здоровьем, которые молили Господа поделиться здоровьем с ними.
А нищие духом, смиренные и не очень смиренные, ходили за Господом, уже своей телесной близостью к Нему умоляя поделиться с ними духом. Свой дух, дух человеческий, у слушателей был, но неизмеримо больше был Дух Господа!
«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.»
(Лук.10:38-42)
Возникает вопрос,- А почему святые отцы так часто меняли понятие «нищий» на понятие «бедный»?
Ответ, к сожалению, лежит на поверхности: многие из них считали, точнее, писали, что духа человеческого у человека вообще нет. Что человек состоит только из тела и души (дихотомизм).
Ю. М. Зенько в работе «Св. отцы о составе человеческого существа по книге архим. Киприана (Керна) "Антропология св. Григория Паламы"» приводит такую статистику:
«Найденные нами 109 тематических высказываний 47 авторов распределились следующим образом:
– строгий трихотомизм – 4 (3,7 %);
– смешанный тип – 3 (2,8 %);
– дихотомизм – 94 (86,2 %);
– критика трихотомизма – 8 (7,3 %);
– строгий дихотомизм – 102 (93,6 %).
То есть, опять же, в подавляющем количестве случаев (93,6 % против 3,7 %) св. отцы и древнехристианские авторы придерживались именно
дихотомической точки зрения (при наличии принципиальной
критики трихотомизма – 7,3 %).»
А раз духа человеческого у человека нет, то и понять выражение «блаженны нищие духом» становится весьма трудно.
Но о духе человеческом мы поговорим во втором рассуждении.
А сейчас задание для самостоятельной работы:
«два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!»
(Лук.18:10-13)
Определите, кто из героев этой притчи бедный или богатый, или нищий, или самодостаточный, духом или телом?
Продолжение рассуждений