Главная => Работы


Человек создает богов

Творение по Ведам

Итак, мифы древней Индии (цитируется по одноименной книге):

Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без дви­жения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений. Воды поро­дили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, пла­вало Золотое Яйцо в водах, в безбожном и бездонном океане. Через год из Золотого Зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя – Землей, а  между ними, чтобы разде­лить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод и создал страны света, и положил начало времен. Так была сотворена вселенная.

Но тогда творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него, во всей вселенной; ему стало страшно. С тех пор страх приходит ко всякому, кто оста­ется один. Но он помыслил: “Ведь здесь нет никого кроме меня. Кого же мне бо­яться?”. И страх его прошел; ибо страх может быть только перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому тот, кто пребывает один, не ведает радости.

Он помыслил: “Как мне сотворить потомство?”. И силою мысли своей он по­родил шестерых сыновей, шестерых великих Владык созданий. Старший из них был Маричи, рожденный от души творца; из глаз его родился второй сын – Антри; тре­тий – Ангирас – явился из уст Брахмы; четвертый – Пуластья – из правого уха; пя­тый – Пулаха - из левого уха, шестой - из ноздрей прародителя. Сыном Маричи был мудрый Кашьяпа, от которого произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, ис­полины и чудовища, жрецы и коровы  и многие другие существа божественной и демонической природы, населившие небеса и землю, и подземные миры. Антри, второй сын Брахмы, породил Драхму, ставшего богом справедливости; Ангирас, третий сын, положил начало роду святых мудрецов Ангирасов, старшими из кото­рых были Брихаспати, Утатхья и Самварта.

Седьмым сыном Брахмы, седьмым из владык созданий, был Дакша. Он вы­шел из большого пальца на правой ноге Прародителя. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась дочь; имя ее – Вирини, что означает Ночь; она стала женой Дакши. У нее было пятьдесят дочерей. Тринадцать из них Дакша отдал в жены Кашьяпе, двадцать семь – Соме, богу луны, эти стали двадцатью семью созвездиями на небе. Десять дочерей Дакши стали женами Драхмы. И еще родились у Дакши дочери, коим определено было стать женами богов и великих мудрецов.

Старшая из дочерей Дакши, Дити, супруга Кашьяпы, была матерью грозных демонов – датьев. Дану, вторая дочь, породила могучих исполинов данавов. У третьей - Адити – родились двенадцать светлых сыновей – адитьев, великих богов. Варуна, бог океана, Индра, бог грозы и грома, Вивасват, бог солнца, которого назы­вают также Сурья, были могущественнейшими из них, но всех превзошел славой младший из сыновей Адити, Вишну, хранитель мироздания, владыка пространства.

Издревле сыновья Дити и Дану - их называют обычно асурами - были врагами богов, сыновей Адити. И борьба между асурами и бо­гами за власть над вселенной длилась много веков, и не были конца их вражде.

Когда Брахма создал небо и землю, и воздушное пространство, и от сыновей его пошли все живые существа во вселенной, сам он, утомленный творением, удалился отдыхать под сенью дерева шалмали, а власть над мирами передал своим потомкам - богам и асурам.

Асуры были старшими братьями богов. Они были могучи и мудры и ведали тайны волшебства — майя, могли принимать различ­ные образы или становиться невидимыми. Им принадлежали несметные сокровища, которые они хранили в своих твердынях в горных пещерах. И были у них три укрепленных го­рода: сначала на небе, потом на земле - один из железа, другой из серебра, третий из золота; впоследствии они соединили эти три города в один, возвышающийся над землею; и они построили себе города в подземном царстве.

Восьмым сыном творца был Бхригу; он родился из кожи Брахмы. Сын Бхригу, мудрейший Ушанас Кавья, постигший все тайны чародейства, стал верховным жре­цом и наставником асуров. Царем асуров был Хираньякашипу, могущественный демон, старший из сыновей Дити. Боги же избрали своим царем Индру, седьмого сына Адити; их наставником стал Брихаспати, старший сын Ангираса, третьего из сыновей Прародителя. Ушанас, коего прозывали также Шукра, стал владыкою пла­неты, носящей то же имя, а Брихасипти стал владыкою планеты Брихаспати.

Некогда асуры были благочестивы и добродетельны, они соблюдали священные обряды, и счастье пребывало с ними. По потом они возгордились своей силой и своей мудростью и склонились ко злу; и счастье покинуло их и перешло к богам. Индра, властитель богов, сокрушил в битвах многих могучих асуров. Грозный бог Рудра, порождение гнева Брахмы, довершил их разгром, испепелив их волшебные три города, вознесенные над землею.

Рудра вышел из чела Брахмы, подобный пламени гнева, и в нем воплотились все разрушительные силы и самые грозные и устрашающие свойства богов. Мрач­ный, свирепый и одинокий, он удалился от всех и поселился в пустынных северных горах, на Химавате. Ему была дана власть над зверьми, и потому этот бог зовется также Пашупати, Владыка зверей. В облике дикого охотника, одетый в шкуры, крас­ный, с иссиня-черными волосами, стянутыми в узел, он скитался по горам и лесам, вооруженный черным луком и стрелами.

Но не только над зверьми дарована ему власть, и не только в горах и лесах его обитель. Он вездесущ, и все живое трепещет перед его ужасными стрелами, несущими болезни и смерть. Чтобы оградиться от его гнева, его умилостивляют молитвами. Он насылает болезни на людей и порчу на скот, но он же – великий целитель, и он милостив к тем, кто просит его о пощаде. Поэтому впоследствии люди его стали называть Шива, что значит Милостивый (или Красный по другому переводу или Penis по ритуальным действиям).

Если Бог даст, я напишу комментарии к упанишадам. Сейчас важно то, что языческие боги сотворены из органов тела первого бога. Как и в Библии, Творение начинается с мира Брия. В этом мире уже действуют нечистые силы. Поэтому и боги Вед имеют двойственный характер.

Брихадараньяка упанишада так описывает сотворение мира:

“Вначале все это было лишь Атманом в виде пуруши. Он оглянулся вокруг и не увидел никого кроме себя. И прежде всего он произнес: “Я есмь”. Так возникло имя “Я”. Поэтому и поныне тот, кто спрошен, отвечает сначала “Я есмь”, а затем называет другое имя, которое носит. Перед началом всего этого он сжег все грехи и поэтому он – пуруша. Поистине, знающий это, сжигает того, кто желает быть перед ним.” 

 

Пуруша, это “тот, кто наслаждается”.

Человек, который сжег все грехи, становится пурушей, т.е. наслаждается и творит богов и миры. Боги творятся из души и других органов человека, ставшего безгрешным: глаз, уст, правого и левого уха, ноздрей, языка (Кашьяпа), пальцев и др.

Известны и другие варианты происхождения богов в индуистской мифологии, но эти самые распространенные. Опыт подтверждает именно их.